Нарушения чтения и письма
Советы логопеда
Необъяснимые трудности ребенка в чтении и письме — одно из наиболее таинственных и давно изучаемых неврологических нарушений.
Симптомы мозговой дисфункции нередко проявляются не только в нарушении чтения и письма, но в и таких моментах, как:
-
удержание равновесия, контроль мелкой моторики и координации тонких движений (мелкой моторики);
-
замедленное развитие речи в раннем возрасте;
-
расстройство внимания, эмоциональной сферы, импульсивность, непоседливость и чрезмерная говорливость (часто это определяется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
-
трудности в чтении слов или фразы, копировании букв или текста;
-
необычный стиль держания ручки, неразборчивый почерк, который постоянно меняется;
-
в рисунке и почерке отмечаются дрожащие, рваные, прерывистые линии, слишком сильный или слишком слабый нажим;
-
зеркальное написание букв;
-
путаница с лево-право, верх-низ;
-
при хорошей долговременной памяти на лица и места отмечается плохая память на слова, факты, последовательность событий;
-
ребенку легче воспринимать информацию на слух, поэтому необходимо развивать слуховое восприятие и слуховую память.
«Звоночками» для вас должны послужить следующие моменты:
-
специфические ошибки, которые не связаны со знанием и применением орфографических правил и имеют стойкий характер, причем их возникновение не связано с нарушением интеллектуального и сенсорного развития ребенка;
-
пониженная работоспособность;
-
повышенная утомляемость;
-
нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания;
-
повышенная отвлекаемость;
-
нарушение памяти, особенно речеслуховой.
Одной из основных причин нарушений чтения и письма является мозжечковая недостаточность, с выраженной гипоксией в родах (что в свою очередь происходит в результате нарушений в течении беременности и срочных родов, стимуляции, механической помощи). Также не менее важен наследственный фактор.
Что могут сделать родители, если имеются предпосылки для развития дисфункции мозжечка?
Профилактика:
-
в раннем развитии — укачивать ребенка на руках, в коляске, на качели, поскольку перемена положения тела стимулирует развитие мозжечка;
-
лечебная физкультура;
-
развитие мелкой моторики;
-
формирование целенаправленных автоматизированных движений (раскрутить-закрутить, раскрашивание с правильным удержанием карандаша и направленными движениями или сверху вниз, или слева направо);
-
зрительно-моторная координация, например работа с цветными карандашами (сила нажатия, скорость и ритм движения руки);
-
бисероплетение, лепка, вязание — се это активизирует деятельность правого полушария;
-
письмо с проговариванием также признано мощной профилактикой ошибок на письме — как орфографических, так и дисграфических.
При многократном произнесении слова в одном варианте, движения артикуляционного аппарата останутся в мышечной памяти ребенка и будут реализовывать на практике правописание слова.
Грамотно пишущий человек так себе и диктует, только внутренней речью. Поэтому необходимо приучить свой артикуляционный аппарат к орфографическому чтению.
«У дислексиков сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за образы, эмоции — такие дети более одарены в музыке, рисовании, танцах и даже в бизнесе» — считает Евгения Саровская.
На что необходимо обратить внимание родителям?
Понаблюдайте:
-
как пишет в тетради (удерживает ли линию письма, соответствуют ли размеры прописных букв относительно заглавной, границы слов и т.д.);
-
как удерживает ручку;
-
какую осанку имеет;
-
насколько координирован в подвижных играх (удержание равновесия, темп переключения с одного упражнения на другое, прыжки на одной ноге — попеременно правая-левая, точность выполнения движений — перешагнуть препятствие, пройти по линии, сбить кегли, скорость переключения с одного движения на другое и.т.д.).
Перечисленные выше и другие физические упражнения направлены на стимуляцию работы мозжечка, ведь именно он активно участвует в формировании двигательных навыков, развитии эмоций и умственных способностей. В результате поражения мозжечка в детстве может возникнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания
Советы учителям:
-
у детей, страдающих нарушением чтения и письма — дислексией и дисграфией, нет привилегий, а есть право:
-
не читать вслух перед всем классом;
-
не писать каллиграфические диктанты;
-
на выполнение письменного задания использовать больше отведенного времени (на 15–20 минут);
-
задания таким детям лучше давать в устной форме;
-
больше использовать аудиоматериалы;
-
ни в коем случае не высмеивать почерк;
-
не делать в тетради такого ученика назидательные записи.
Таких детей надо поощрять и поддерживать, ведь среди дислексиков много талантливых людей.
Как правило, дислексики используют созидательные механизмы защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других. Дислексики имеют творческую жилку и умеют НЕ соответствовать ожиданиям!
Дислексики способны на самонаблюдение и самоанализ. Они весьма мотивированы уделять время размышлениям о своей жизни.
Учёные объясняют успехи дислексиков тем, что, не умея углубляться в детали, такие люди получили возможность лучше видеть явления в целом и могут генерировать по-настоящему оригинальные идеи.
Дислексия — это особенность высшей нервной деятельности организма, связанная с новой формой функционирования полушарий мозга. Итак, запомнили: дислексия — это не болезнь, это психологическая особенность организма.
Нарушения письма — дисграфия — могут проявляться в разнообразных формах.
Виды нарушений письма
Артикуляторно-акустическая дисграфия — наблюдается неправильное произношение звуков, и ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия проявляется как нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в замене букв, обозначающих свистящие и шипящие («с» > «ш», «ж» >, «з», «ц» > «т»), звонкие и глухие («б» > «п», «д» >, «т», «г» > «х»), твердые и мягкие («стол» > «столь»).
Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения — затруднение в делении предложений на слова, слов — на слоги, звуки (пропуски, перестановки («велосипед» > «велописед»), раздельное написание слова, слитное написание предлогов и других слов.
Аграмматическая дисграфия — ее причиной является недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, нарушении последовательности слов в предложении и т.п.
Оптическая дисграфия развивается из-за несформированности зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных букв («л» > «м», «п» >, «т», «т» > «м» и др.).
Определив вид нарушения процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком или обратиться в наш центр за квалифицированной помощью или консультацией у специалиста.
Ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной совместной помощи, которые вы можете получить в нашем центре, повышает шансы на успех. Совместная работа логопеда и психолога строится с учётом сензитивных периодов развития ребёнка с постепенным расширением зоны ближайшего развития и переводом её в зону актуального развития.
Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека. Они могут изменять состояние всего организма. У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности. Качественный выход из описанной ситуации возможен при условии серьезного отношения к занятиям. Новый опыт познания своего ума и тела отчетливо позволяет ученику самому ощутить и оценить качественные изменения
Систематические занятия и серьезное отношение к рекомендациям специалиста создают инерцию занятий — мощную силу, необходимую для достижения успешного результата. Важно сосредоточиться на каждодневных действиях. Потому что развитие — это всегда индивидуальный процесс.
Есть недостатки — тренируйся, чтобы превратить недостатки в сильные стороны. А сильные стороны — в своё «Я».
Всё в твоих руках!