Социально-психологическая служба

МБОУ "Верхнетоемская СОШ"

Учитель-дефектолог

 

Нарушения чтения и письма

Советы логопеда

Необъяснимые трудности ребенка в чтении и письме — одно из наиболее таинственных и давно изучаемых неврологических нарушений.

Симптомы мозговой дисфункции нередко проявляются не только в нарушении чтения и письма, но в и таких моментах, как:

  • удержание равновесия, контроль мелкой моторики и координации тонких движений (мелкой моторики);

  • замедленное развитие речи в раннем возрасте;

  • расстройство внимания, эмоциональной сферы, импульсивность, непоседливость и чрезмерная говорливость (часто это определяется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью);

  • трудности в чтении слов или фразы, копировании букв или текста;

  • необычный стиль держания ручки, неразборчивый почерк, который постоянно меняется;

  • в рисунке и почерке отмечаются дрожащие, рваные, прерывистые линии, слишком сильный или слишком слабый нажим;

  • зеркальное написание букв;

  • путаница с лево-право, верх-низ;

  • при хорошей долговременной памяти на лица и места отмечается плохая память на слова, факты, последовательность событий;

  • ребенку легче воспринимать информацию на слух, поэтому необходимо развивать слуховое восприятие и слуховую память.

 «Звоночками» для вас должны послужить следующие моменты:

  • специфические ошибки, которые не связаны со знанием и применением орфографических правил и имеют стойкий характер, причем их возникновение не связано с нарушением интеллектуального и сенсорного развития ребенка;

  • пониженная работоспособность;

  • повышенная утомляемость;

  • нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания;

  • повышенная отвлекаемость;

  • нарушение памяти, особенно речеслуховой.

Одной из основных причин нарушений чтения и письма является мозжечковая недостаточность, с выраженной гипоксией в родах (что в свою очередь происходит в результате нарушений в течении беременности и срочных родов, стимуляции, механической помощи). Также не менее важен наследственный фактор.

 Что могут сделать родители, если имеются предпосылки для развития дисфункции мозжечка?

Профилактика:

  • в раннем развитии — укачивать ребенка на руках, в коляске, на качели, поскольку перемена положения тела стимулирует развитие мозжечка;

  • лечебная физкультура;

  • развитие мелкой моторики;

  • формирование целенаправленных автоматизированных движений (раскрутить-закрутить, раскрашивание с правильным удержанием карандаша и направленными движениями или сверху вниз, или слева направо);

  • зрительно-моторная координация, например работа с цветными карандашами (сила нажатия, скорость и ритм движения руки);

  • бисероплетение, лепка, вязание — се это активизирует деятельность правого полушария;

  • письмо с проговариванием также признано мощной профилактикой ошибок на письме — как орфографических, так и дисграфических.

При многократном произнесении слова в одном варианте, движения артикуляционного аппарата останутся в мышечной памяти ребенка и будут реализовывать на практике правописание слова.

Грамотно пишущий человек так себе и диктует, только внутренней речью. Поэтому необходимо приучить свой артикуляционный аппарат к орфографическому чтению.

«У дислексиков сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за образы, эмоции — такие дети более одарены в музыке, рисовании, танцах и даже в бизнесе» — считает Евгения Саровская.

На что необходимо обратить внимание родителям?

Понаблюдайте:

  • как пишет в тетради (удерживает ли линию письма, соответствуют ли размеры прописных букв относительно заглавной, границы слов и т.д.);

  • как удерживает ручку;

  • какую осанку имеет;

  • насколько координирован в подвижных играх (удержание равновесия, темп переключения с одного упражнения на другое, прыжки на одной ноге — попеременно правая-левая, точность выполнения движений — перешагнуть препятствие, пройти по линии, сбить кегли, скорость переключения с одного движения на другое и.т.д.).

Перечисленные выше и другие физические упражнения направлены на стимуляцию работы мозжечка, ведь именно он активно участвует в формировании двигательных навыков, развитии эмоций и умственных способностей. В результате поражения мозжечка в детстве может возникнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания

 

 Советы учителям:

  • у детей, страдающих нарушением чтения и письма — дислексией и дисграфией, нет привилегий, а есть право:

    • не читать вслух перед всем классом;

    • не писать каллиграфические диктанты;

    • на выполнение письменного задания использовать больше отведенного времени (на 15–20 минут);

  • задания таким детям лучше давать в устной форме;

  • больше использовать аудиоматериалы;

  • ни в коем случае не высмеивать почерк;

  • не делать в тетради такого ученика назидательные записи.

Таких детей надо поощрять и поддерживать, ведь среди дислексиков много талантливых людей.

Как правило, дислексики используют созидательные механизмы защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других. Дислексики имеют творческую жилку и умеют НЕ соответствовать ожиданиям!

Дислексики способны на самонаблюдение и самоанализ. Они весьма мотивированы уделять время размышлениям о своей жизни.

Учёные объясняют успехи дислексиков тем, что, не умея углубляться в детали, такие люди получили возможность лучше видеть явления в целом и могут генерировать по-настоящему оригинальные идеи.

Дислексия — это особенность высшей нервной деятельности организма, связанная с новой формой функционирования полушарий мозга. Итак, запомнили: дислексия — это не болезнь, это психологическая особенность организма.

Нарушения письма — дисграфия — могут проявляться в разнообразных формах.

 

Виды нарушений письма

Артикуляторно-акустическая дисграфия  — наблюдается неправильное произношение звуков, и ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия проявляется как нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в замене букв, обозначающих свистящие и шипящие («с» > «ш», «ж» >, «з», «ц» > «т»), звонкие и глухие («б» > «п», «д» >, «т», «г» > «х»), твердые и мягкие («стол» > «столь»).

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения — затруднение в делении предложений на слова, слов — на слоги, звуки (пропуски, перестановки («велосипед» > «велописед»), раздельное написание слова, слитное написание предлогов и других слов.

Аграмматическая дисграфия  — ее причиной является недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, нарушении последовательности слов в предложении и т.п.

Оптическая дисграфия  развивается из-за несформированности зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных букв («л» > «м», «п» >, «т», «т» > «м» и др.).

 

Определив вид нарушения процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком или обратиться в наш центр за квалифицированной помощью или консультацией у специалиста.

Ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной совместной помощи, которые вы можете получить в нашем центре, повышает шансы на успех. Совместная работа логопеда и психолога строится с учётом сензитивных периодов развития ребёнка с постепенным расширением зоны ближайшего развития и переводом её в зону актуального развития.

Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека. Они могут изменять состояние всего организма. У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности. Качественный выход из описанной ситуации возможен при условии серьезного отношения к занятиям. Новый опыт познания своего ума и тела отчетливо позволяет ученику самому ощутить и оценить качественные изменения

Систематические занятия и серьезное отношение к рекомендациям специалиста создают инерцию занятий — мощную силу, необходимую для достижения успешного результата. Важно сосредоточиться на каждодневных действиях. Потому что развитие — это всегда индивидуальный процесс.

Есть недостатки — тренируйся, чтобы превратить недостатки в сильные стороны. А сильные стороны — в своё «Я».

Всё в твоих руках! 

Дата последнего обновления страницы 11.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения