Перед каждым человеком в течение его жизни встает тысячи вопросов, на которые он должен дать ответ, тысячи вариантов действий, из которых нужно выбирать …Правильно выбирать.
Сегодня мы затронем очень важную тему, жизненно важную для каждого человека. Шекспировскую тему: быть или не быть? Речь идёт о зависимом (аддиктивном) поведении человека.
Вся суть зависимости – в желании получать удовольствие. Неважно от чего: от еды или от музыки, от адреналина при занятии экстремальными видами спорта или от алкоголя, от компьютерных игр или от наркотиков.
Важно - каковы риски и последствия этой зависимости для человека и окружающих.
Давайте сначала поговорим о негативной зависимости, в результате которой человек имеет проблемы. Печальные последствия могут быть у человека, который получает удовольствие исключительно от еды, ведь в данном случае он будет есть часто и много, и вкусно, что неизбежно скажется на его фигуре и здоровье. Негативные последствия могут быть у спортсменов-экстремалов, осознанно идущих на риск, ведь они остаются инвалидами или погибают в случае каких-либо ошибок, неполадок. Добровольно лишают себя здоровья курильщики и алкоголики, объясняя свою зависимость необходимостью снять стресс и расслабиться. Добровольно наркоманы пускают свою жизнь под откос, потому что не может быть и речи о нормальной семейной жизни, о профессиональной карьере, о здоровье, когда жизнь подчинена одному- найти деньги на очередную дозу «кайфа». Перечислять негативные зависимости можно очень долго, причем в данном случае одна негативная зависимость легко может переродиться в другую. Самое печальное, что большинство людей идут по пути наименьшего сопротивления , выбирают способ уйти от проблем, не решая их.
Дети, сколько бы им не говорили, что курить и пить вредно, что наркотики – это смерть, вокруг видят абсолютно противоположную картину: вот они- семейные праздничные застолья, на которых взрослые напиваются, ведут себя весело, особенно общительны и разговорчивы, всё разрешают детям, а потом долго и со смаком воспоминают эти посиделки. Вот он сосед, который каждый день пьёт пиво в своё удовольствие, и ничего, жив ещё! Вот он папа, который курит уже с 20 лет, и он от рака лёгких ещё не умер. Вот он, знакомый Лёнька, который курит травку и получает от этого кайф. Верят они не словам, а поступкам, личному примеру взрослого человека. И это при условии, что для детей отдалённая перспектива (даже в 5-10 лет)- не перспектива вообще (когда это ещё будет!), пугать их негативными последствиями бесполезно. А взрослые, которые сами привержены к употреблению ПАВ для них вообще не авторитет. Лицемерие и фальшь взрослых попросту отталкивают максималистов-подростков, а ведь именно они наиболее подвержены зависимости в силу своих возрастных и личностных особенностей. Вся окружающая их современная социальная и культурная среда сообщает им: нельзя, но если очень хочется, то можно.
Мозг ребенка (подростка) физиологически не воспринимает негативную информацию, физиологически не готов к полному самоконтролю, к критической оценке ситуации и к четкому планированию своих действий. На это способны единицы из обычных детей.
Вот поэтому дети начинают курить (чтобы казаться взрослее и независимее, ведь это, возможно, их первое серьёзное и «независимое» решение), употреблять алкоголь (чтобы стать смелее и привлекательнее для сверстников, чтобы немного расслабиться), приобщаться к наркотикам, чтобы проверить, а каково это? Реально настолько серьёзно, как говорят взрослые или они, как всегда, паникуют и преувеличивают?
Редко какой взрослый может похвастать тем, что подростки пустили его в свой мир по-настоящему. Такой человек должен быть профессионалом, лидером, он должен быть честен с детьми, он должен держать слово, играть по правилам, с ним должно быть интересно.
На нас, взрослых, родителях и педагогах, лежит ответственность за профилактику деструктивного, в том числе и зависимого поведения наших детей.
Если мы не хотим потратить на своих детей свои силы и драгоценное время сейчас, когда проблему можно предупредить, хватит ли сил у нас потом, когда её нужно будет решать?
Если мы не радуемся мелочам, если у нас не горит в глазах огонёк интереса к жизни, если мы все вечера проводим, уткнувшись носом в гаджет или в экран телевизора с бесконечными сериалами, чему мы научим своих детей?
Если мы не умеем доверять, делиться друг с другом радостью и горем, сопереживать друг другу, чего мы ждём от наших детей?
Если мы не можем правильно донести до них накопленный опыт, чувства, мысли так, чтобы их приняли, от чего мы убережём наших детей?
Выбор здесь простой-научиться самим и научить детей быть позитивно зависимыми. Что такое позитивная зависимость?
Это получение радости от простых и реальных вещей: от семейного завтрака и от совместной прогулки. От занятия спортом, от прочтения хорошей книги, от того, что сделал кому-то подарок, от того, что узнал что-то новое, от первого весеннего лучика, от снежинки, упавшей на ладонь, от улыбки близкого человека. Короче говоря, зависимость от нормальной, простой, реальной человеческой жизни.
Это сложно поначалу, требует неимоверных усилий и кропотливой работы над собой, но это стоит того.
Чтобы наши дети сделали правильный выбор, нам самим нужно сделать его. И чем раньше, тем лучше.
Социальный педагог МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
М.А.Бодякина