Социально-психологическая служба

МБОУ "Верхнетоемская СОШ"

Застенчивость

 

Застенчивость

Застенчивые дети обнаруживают постоянный страх публич­ных выступлений или таких ситуаций, в которых они рискуют продемонстрировать «у всех на глазах» неловкость или неуме­лость (например, ответ у доски или игры со сверстниками).

Такие дети обычно очень добросовестны и часто настроены слишком самокритично. Их мысли постоянно возвращаются к тем мнениям (обычно неблагоприятным), которые другие люди имеют или высказывают о них. Причем в большинстве случаев эти предположения абсолютно необоснованны или, как мини­мум, сильно преувеличены.

Вследствие ощущения своего «несоответствия» и из-за стра­ха перед тем, что о них могут подумать, застенчивые дети редко проявляют инициативу «вхождения» в игры сверстников и не решаются первыми подходить к другим детям. При этом они не только не делают этого сами, но и упорно сопротивляются, ко­гда взрослые подталкивают их к участию в коллективных играх. В результате такого «отчужденного» поведения другие дети и на самом деле начинают думать о них как о нелюдимых, «не компа­нейских» и вообще странных. В действительности же, эти дети обычно очень хорошо реагируют на дружеское отношение со стороны других. Они ХОТЯТ общаться с людьми, но очень боятся попасть в результате этого общения в неловкое положение.

Застенчивые дети стремятся уклониться от общих с другими детьми действий до такой степени, что это мешает нормальным проявлениям детской активности, — таким, как знакомство со сверстниками и игра в школьных коридорах на перемене. Чем дольше длится это состояние (а длиться оно может годами), тем меньше остается у ребенка времени для приобретения и трени­ровки необходимых навыков общения.

Как помочь своему ребёнку?

Совершенствование навыков общения

Основная проблема застенчивых детей заключается не толь­ко и не столько в самой застенчивости, сколько в том, что часто у них отсутствуют социальные навыки, необходимые для успеш­ного преодоления возникающих трудностей общения. Восполне­ние подобных навыков — очень непростая задача.

Первым шагом должно стать общение с каким-нибудь другим ровесником — не обязательно одноклассником или соседом.

Дети, для которых даже такой подход может оказаться слиш­ком трудным, могут перед тем, как завязывать нормальные от­ношения со сверстниками, «проиграть» обычные ситуации об­щения с близкими им взрослыми. В таком «проигрыше» ваш ребенок должен играть более опытного и самоуверенного парт­нера, а вы сами — смириться с ролью менее компетентного и бо­лее зависимого собеседника. Роль наставника для застенчивого ребенка может оказаться очень вдохновляющей, поэтому для первых репетиций важно выбрать тему, в которой он чувствует себя на высоте — компьютерные игры, решение сложной задачи, конструирование далеко стреляющей рогатки и т.п.

Закрепление навыков

После того, как ваш ребенок приобрел некоторый опыт об­щения, он может попробовать действовать самостоятельно. Укрепить его в этом намерении и последующих действиях вы можете похвалами и поощрениями, что лишь увеличит его шан­сы на успех.

Пример:

  1. Предложите ребенку пригласить кого-нибудь из своих новых друзей к себе домой, позвольте ему самому пойти к кому-нибудь из них в гости. Такой вид общения повысит шансы превратить знакомых ребят в близких друзей.

  2. Смоделируйте социальные взаимодействия с другими детьми во дворе или на игровой площадке. Особо обратите внимание на то, как общаетесь вы сами: если вы не цените и не формируете дружеские отношения, очень сомнитель­но, что ваш ребенок станет делать это.

  3. Как только ваш ребенок сможет общаться с несколькими сверстниками, не испытывая при этом большого беспокой­ства, побудите его к участию хотя бы в одном из внешко­льных мероприятий. Приглашение принять участие может исходить не от вас, а от одного из новых друзей, которого вы попросили об этом. Занятия любым из игровых видов спорта в составе команды было бы очень полезно с точки зрения социальных взаимоотношений, однако вы должны спросить у ребенка, есть ли у него желание посещать такие занятия. Кроме того, неловкость и неумелая игра сами по себе могут явиться причиной напряженности внутри ко­манды, поэтому даже при согласии ребенка отдавайте его в группу «с нуля», чтобы не спровоцировать новый при­ступ застенчивости, иначе неудачная попытка только уг­лубит неуверенность ребенка в себе. Творческие кружки (рисование, выпиливание, техническое творчество) могут предоставить массу возможностей для избавления от чув­ства неловкости. Возможно, ребенок не сразу определит степень своего интереса к творчеству или конструирова­нию. Дайте ему пару недель на то, чтобы проверить себя, и только после этого принимайте окончательное решение. Помните о том, что чем больше сфер деятельности и тем, в которых ваш ребенок будет чувствовать себя на высоте, вы откроете, тем скорее произойдет переход от застенчиво­сти к общению.

Ситуационная немота

Некоторые застенчивые дети с трудом мо­гут поддержать разговор вне своего привычного круга общения. Такая немота «ситуативна» в том смысле, что ребенок отказы­вается общаться только в определенных ситуациях, будучи при этом вполне общительным в среде родных и близких. В некото­рых случаях подобное «бегство от общения» может быть связано с проблемами речи или произношения (заикание, шепелявость, разговор с акцентом, из-за того, что ребенок обучался говорить на другом языке или разговаривает на нем в семейном кругу'). Для других детей ситуационная немота является продолжением их обычного застенчивого поведения.

Как помочь своему ребенку?

Все рекомендации, касающиеся застенчивости, относятся также и к ситуационной немоте.

Семья может помочь ребенку быстрее и эффективнее, и здесь для достижения успеха тоже необходимо использовать метод по­ощрений. Стратегия подобного подхода достаточно проста: пре­жде всего, пригласите в гости одноклассников своего ребенка и хотя бы одного из учителей. Если ваш ребенок, испытывающий затруднения в общении, сможет общаться с этими людьми у себя дома (где, как известно, и стены помогают), то ему будет гораздо легче общаться с ними в школе. Частые визиты родителей в шко­лу, их разговоры с учителями и учениками и, естественно, вовле­чение в эти разговоры неразговорчивых детей — все это также может повысить уверенность ребенка в себе и, конечном счете, заставить его общаться более свободно. Спокойно и последова­тельно прилагая усилия, можно добиться очень многого.

Нерешительность

Чувствительные дети часто испытывают сложности особого рода, связанные с самоутверждением. Без достаточно развитой способности к самоутверждению они кажутся слишком мягкими и уязвимыми и поэтому становятся объектом насмешек и изде­вательств со стороны более агрессивных соучеников. Родители могут не иметь представления об этой проблеме, так как дети этого типа дома чувствуют себя в безопасности и поэтому дер­жатся достаточно уверенно.

Как помочь своему ребенку?

    • С такими детьми может быть полезным ролевое проигры­вание ситуаций, в которых они могли бы сказать все, что хотят. Довольно часто ребенок оказывается в состоянии копировать техники, которые используются взрослыми, уверенными в себе людьми. Позвольте детям, если это воз­можно, играть роль знающих, опытных людей — это позво­лит им раскрепоститься, почувствовать себя лидерами.

    • Если вы позволите ребенку принимать хотя бы небольшие решения, интересуясь его мнением по тому или иному до­машнему вопросу и показывая, что вы цените его мнения, это также будет способствовать формированию его уверен­ности в себе. Главное, чтобы в таких советах не прогляды­вали заигрывания и неискренность, дети моментально чувствуют фальшь. Точка зрения ребенка может приниматься или отвергаться, но обязательно после общего взвешенно­го ее обсуждения.

    • Разумеется, для ребенка будет очень полезно, если вы сами сможете стать образцом такого стиля поведения.

 

По материалам книги М.Б. Ингерлейб «Особенные дети» - М.:Эксмо,2010.

Дата последнего обновления страницы 11.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения