Профессия в современном мире - это не только "инструмент" для зарабатывания денег.
Правильно выбранная профессия - это:
возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
основа для уважения и самоуважения человека;
основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
радость творчества.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни школьника. Не предоставляйте выбор будущей профессии случаю. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".
Что такое профессия?
Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Как появились профессии?
Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Что такое профессиональная трудовая деятельность?
Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия. Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда. Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов. Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь – то он профессиональный спортсмен.
Как связаны между собой профессия и увлечение?
Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.
Что следует узнать о профессиях?
Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим. Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические. Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей: - Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа. - В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой. - С помощью, каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда? - Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту. - Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе. - В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать.
- Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально. - Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме. Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами. Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями. - Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить. Какими причинами они могут вызываться. Экономические характеристики описывают: - В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка. - Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней. - В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии? Педагогические характеристики определяют: 1. Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования? 2. Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии? 3. Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности? Медицинские характеристики профессии определяют: 1. Какой уровень здоровья требуется для данной профессии? 2. Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии? 3. Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми. Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека: 1. К его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию; 2. К двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости; 3. К умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям; 4. К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.
Сколько существует профессий?
В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч. Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
Что влияет на выбор профессии?
Как правило, выделяется ряд ключевых факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения:
1) наличие определенных интересов и склонностей;
2) уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере;
3) престижность выбираемой профессии;
4) уровень информированности о ней;
5) мнение родителей;
6) мнение одноклассников, друзей и сверстников;
7) учет потребностей производства или рынка труда
8) навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.
Как правильно выбрать профессию?
Три позиции выбора профессии:
ХОЧУ – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом; МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности; НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества. Три фактора, которые необходимо учитывать при выборе профессионального пути
Объективный - востребованность специальностей и профессий, конъюнктура рынка труда, стадии развития отраслей и т.д. Субъективный - способности и личностные качества, интересы и мотивация, знания и умения и т.д. Ситуативный – везение, возможности, связи, знакомства и.д. Семь шагов к взвешенному решению. 1. Составить список подходящих профессий: Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят. 2. Составить перечень требований выбираемой профессии: Составьте список своих требований: - выбираемая профессия и будущий род занятий; - выбираемая профессия и жизненные ценности; - выбираемая профессия и жизненные цели; - выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; - выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; - желательный уровень профессиональной подготовки; - выбираемая профессия и мои склонности и способности; - желательные содержание, характер и условия работы. 3. Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 5. Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам. 6. Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 7. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование
Принципы, которые следует учитывать при выботе профессии
1. Принцип сознательности
- что я хочу
- что я есть
- что я могу
- что от меня требует работа и коллектив
2. Принцип соответствия
Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах
3. Принцип активности
Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играет посещение кружков, секций, факультативов, чтение литературв, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в "Дни открытых дверей".
4. Принцип развития
Необходимо развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии: мышление, память, внимание, трудолюбие, добросовестность, организованность, самостоятельность, инициативность, выдержка, настойчивость.
Шаги профессионального самоопределения
Ошибки и затруднения при выборе профессии
1. Незнание правил выбора профессии:
выбор профессии за компанию;
перенос отношения к человеку на саму профессию;
отождествление учебного предмета с профессией;
ориентация на профессии высокой квалификации;
неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
незнание или недооценка своих физических особенностей;
незнание или недооценка своих психологических особенностей;
неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
увлечение только внешней стороной профессии;
предубеждение в отношении престижности профессии;
незнание требований профессии к человеку;
устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.