Социально-психологическая служба

МБОУ "Верхнетоемская СОШ"

Необычные привычки

 

Необычные привычки

У некоторых чувствительных детей встречаются необычные привычки, не связанные напрямую ни с какими навязчивыми идеями. Например, одни дети дергают себя за волосы, другие обкусывают ногти, третьи обсасывают губы. Все это делается Часто, имеет характер бессмысленных навязчивых движений и ужасно раздражает окружающих. Обычно дети таким образом освобождаются от стресса, снимают напряжение. Однако когда эти действия входят в привычку, дети теряют над ними контроль, выполняя их как бы автоматически.

Как помочь своему ребенку?

При автоматических движениях хорошо работают те же под­ходы, что и для избавления от ритуалов. Прежде всего, ребенка нужно подвести к началу возникновения привычного движения, после чего это движение прерывается. В результате ребенок на­чинает отслеживать источник напряжения, предшествовавшего навязчивому движению, и пытается с помощью взрослого най­ти способы противодействия этому напряжению. Как и в любой другой программе, эту часть работы лучше всего начинать с са­мой «легкой» ситуации, то есть такой, которую ребенок уже в какой-то мере контролирует, а затем продвигаться к более слож­ным. Применительно к вошедшим в привычку автоматическим движениям (для простоты будем продолжать называть их навяз­чивыми) любая ситуация, в которой ребенок находится один и скучает (например, сидя за телевизором), является для него са­мой трудной.

Список «полезных подходов» может включать:

  1. Сокращение пространства для навязчивого движения. На­пример, если ребенок дергает себя за волосы, можно надеть ему на голову шапочку; если он грызет ногти, перевязать кончики пальцев бинтом или намазать чем-то горьким. Примитивно — но действенно! Особенно когда навязчивое движение только на­чинает проявлять себя.

  2. Концентрация внимания ребенка на навязчивых движени­ях и использование стимулов для улучшения контроля ребенка над ситуацией. Например, дергающий себя за волосы ребенок должен рисовать в своем «Листочке наблюдения» кружок в том случае, если он «ловит» себя за этим навязчивым занятием, или крестик в том случае, когда он чувствует навязчивое побуждение сделать движение, но не подчиняется побуждению. За эту работу можно начислять баллы, при этом крестики будут оцениваться более высоко, чем кружочки. Проверяя вместе с ребенком каж­дый вечер «Листок наблюдений», можно поощрять малыша за то, что он не дергал себя за волосы в течение определенного пе­риода времени, или за то, что он не подчиняется навязчивому по­буждению во все более сложных ситуациях. Некоторые авторы даже предлагают собирать выдернутые волосы и укладывать по неделям в отдельные пакетики — во-первых, для того, чтобы ре­бенок помнил, что проблема существует; и, во-вторых, для того, чтобы вы могли отметить особой наградой уменьшение количе­ства выдернутых волос.

  3. Нахождение для ребенка более приемлемых заместитель­ных форм поведения. Поскольку руке и рту часто принадлежит особая роль в выражении детской тревоги, то контролировать действия, связанные с обкусыванием ногтей или сосанием паль­цев, ребенку очень трудно. В таких случаях можно поискать за­местительное действие, которое будет занимать руки.

  4. Называние состояния, при котором хочется совершить навязчивое действие, «приклеивание к нему ярлыка», помощь ре­бенку в преодолении источника страха. К этому приему можно обращаться лишь в том случае, если вам точно известен источ­ник огорчения вашего ребенка. Но смешное и остроумное «обзывание» источника страха может иметь волшебное действие: в случае «правильного попадания» проблема может решиться буквально сразу!

По материалам книги М.Б. Ингерлейб «Особенные дети» - М.:Эксмо,2010.

Дата последнего обновления страницы 11.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения