Интернет давно и прочно вошёл в нашу жизнь. Интернет позволяет нам общаться друг с другом почти без ограничений, помогает в учебе, он является неиссякаемым источником информации.
Проблема в том, что ребенок, в отличие от взрослого не может критически воспринимать информацию, критически её осмысливать. Для этого у него просто недостаточно жизненного опыта.
А ещё играет роль желание быть как все, подчинение современному тренду «выделения из толпы», получение новых ощущений, в том числе ощущения чувства свободы и независимости. В Интернете наши дети «расправляют крылья».
И вот, расправив крылья, получая эйфорию от полученных возможностей, дети забывают об опасностях. Об опасностях должны думать мы, родители.
Именно в этом море информации кроется опасность. В Интернете можно найти всё: и хорошее, и плохое. И негативную информацию долго искать не надо. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт. А если даже и не ищет, всё равно может на неё нечаянно наткнуться. Память человека устроена таким образом, что именно плохое почему-то запоминается лучше.
Негативная информация, даже мимоходом схваченная, понемногу развращает детей: нецензурная лексика, демонстрация вульгарности, пошлости, грубости и насилия, правонарушений льёт потоком. Дети к этому привыкают, как норме, у них снижается порог нравственной чувствительности, они черствеют.
Опасно также и то, что не все дети соблюдают правила безопасного поведения в сети. Они выкладывают свои фото, рассказывают о себе много личной информации, добавляют в друзья незнакомых людей.
Это развязывает руки интернет-мошенникам, аферистам, сектантам, кибербуллерам, другим, грубо говоря, взрослым с педофильскими наклонностями. В настоящее время в Архангельской области участились случаи действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних посредством Интернета. Также есть вероятность того, что детей (особенно тревожных, депрессивных, с заниженной самооценкой) могут вовлекать в группы смерти. Дети могут стать участниками опасного «челенджа». На что только не идут новоявленные блогеры, чтобы заработать лайки. Жуют капсулы с жидкостью для стирки, пьют огромное количество кофе, делают селфи на крышах небоскребов, ставят другие опасные эксперименты. А дети повторяют. И гибнут…
Дети, сталкиваясь с угрозами в Интернете, зачастую не сообщают об этом взрослым, опасаясь, с одной стороны, расстроить родителя, а с другой стороны они боятся того, что родитель лишит их Интернета, компьютера. Ведь у многих там целая жизнь. А общение для подростков – основной и незаменимый вид деятельности.
Когда ребёнок сидит дома, но общается в Интернете, у родителей может сложиться ложное чувство безопасности. Мы привыкли, что раз ребёнок дома, значит, он в порядке, с ним ничего не случится. Но это далеко не так. Виртуальная жизнь может оказаться гораздо опаснее реальной.
Что делать?
1. В первую очередь нужно поддерживать доверительные отношения с ребёнком. И если с младшими школьниками это легко, то с возрастом ребенок начинает отдаляться, у него появляются секреты. Вы должны быть уверены, что эти секреты безопасны для ребёнка и окружающих. Для этого регулярно беседуйте с ребёнком, просите его поделиться неприятными ощущениями, если они возникают после посещения Интернета. Не отмахивайтесь от ребёнка, если он чем-нибудь хочет поделиться с вами, слушайте внимательно и запоминайте. Вы многое можете узнать из таких вод «разговорных» всплесков. Станьте для него «своим», будьте в курсе круга общения, поддерживайте его позитивные и социально значимые интересы и увлечения.
2. Во-вторых, требовать от ребёнка соблюдения режима дня, контролировать его выполнение, т.к. ночные бдения в чатах и за играми онлайн подрывают здоровье ребенка. Разве тут до учёбы?
3. Младшим школьникам Интернет следует использовать только вместе с родителями, под их контролем и только в учебных целях.
4. Разрешать регистрироваться в соц.сетях только по достижению 14 лет и в группах с соответствующим возрастным цензом.
5. Добавьтесь в друзья к своему ребенку, чтобы быть в курсе всех его новостей.
6. Установить на ПК надежный антивирус, безопасные поисковые системы, родительский контроль.
7. Если есть возможность, компьютер нужно установить в общей комнате. Постараться быть в Интернете «вместе».
8. Пропагандировать позитивные и полезные ресурсы Интернета. Одними запретами ничего не добьёшься. Нужно, чтобы ребенок стремился использовать Интернет в конструктивных целях, а не только для общения и развлечений. Очень скоро они привыкают к такому пустому времяпровождению. Интернет – злейший враг и вор времени.
9. Родители должны объяснить детям опасности, которые их могут поджидать во Всемирной паутине, обговорить правила безопасного использования Интернетом:
- не общаться с незнакомыми людьми, тем более не добавлять к себе в друзья незнакомцев, кем бы они не представлялись;
- не выкладывать личную информацию о себе (фото, дата рождения, адрес, интересы) в общий доступ;
- не отвечать на оскорбления в свой адрес, а сразу сообщать взрослому об этом факте;
- научить блокировать «обидчика», вносить его в чёрный список;
- соблюдать культуру IT-общения;
- не играть в игры, в которых требуются деньги;
- не скачивать самостоятельно игры, музыку и др. контент;
- не выписывать ничего по Интернету;
- не отвечать на подозрительные сообщения, не вступать в подозрительные группы.
10. Родителям необходимо обговорить правила пользования любыми гаджетами: время, место, цель использования, ресурсы Интернета, которые могут быть использованы.
11. Родители не должны давать детям коды от своих банковских карт, номера счетов и т.д. Дети легко могут всем этим воспользоваться, если им будет необходимо.
12. Родители должны быть в курсе всех приложений, программ, контентов, прежде чем разрешить ребенку ими воспользоваться.
13. Если вы боитесь, подозреваете, что кто-то или что-то угрожает вашему ребенку, можете обращаться за помощью. Например, в центр безопасного Интернета: http://www.saferunet.ru/help/
Социальный педагог М.А. Бодякина