Социально-психологическая служба

МБОУ "Верхнетоемская СОШ"

Привычки тревожных детей

 

«Все или ничего», откладывание «на потом», лживость

Несмотря на то, что описываемые в данном разделе формы поведения могут на первый взгляд показаться совершенно раз­личными, в основе их происхождения лежит одна общая черта, характерная для поведения тревожных детей — боязнь неудачи. Почти всегда чувствительные дети склонны недооценивать свои возможности и преувеличивать возлагаемые на них надежды. Кроме того, они часто представляют себе успех или неудачу в «идеальном» виде, когда любой неабсолютный успех рассматри­вается как провал. При этом надо сказать, что подобный настрой в немалой степени может формироваться родителями, нацели­вающими ребенка «только на победу», «ты должен быть только лучшим».

«Все или ничего»

Позиция «все или ничего» — это вера в то, что любая погреш­ность, любой изъян, как бы малы они ни были, абсолютно непри­емлемы. Для того чтобы тревожные дети могли преодолеть эту веру, необходимо помочь им увидеть мир в более реальном виде и не делить все на белое и черное. Например, помогите вашему ребенку признать следующее:

  1. Частичный успех — это уже неплохо; затраченные усилия не пропадают.
  2. Не быть хорошим во всем — это нормально. К тому же если распыляться, нигде не добьешься больших успехов.
  3. Несовершенная внешность — это нормально: мир был бы ужасен, будь мы все одинаковы.
  4. Случайно опоздать на пять минут — это нормально: в сле­дующий раз можно прийти вовремя.
  5. Отрицательный результат не менее важен, чем победа. В следующий раз, используя опыт, можно добиться успеха.

В виде замечания родителям необходимо сказать следующее: не будьте слишком самокритичны в присутствии своего ребенка. Ваше влияние на судьбу ребенка в качестве образца, с которого он «лепит себя», очень велико. Если вы будете говорить ребенку о присутствии в мире несовершенства и в то же время «рвать на себе волосы» по поводу своего опоздания в понедельник к па­рикмахеру, вряд ли ребенок вам поверит.

Откладывание «на потом»

Стремление к недостижимому абсолютному совершенству развивает склонность к откладыванию дел. Если считать, что каждое действие, каждый выбор, которые вы совершаете, обяза­тельно должны быть безошибочны, всегда будет очень страшно принять окончательное решение. И чем больше возможных ва­риантов будет иметь поставленная задача, тем больше вероят­ность того, что окончательное решение будет раз за разом откла­дываться.

Чувство беспомощности также способствует откладыванию дел. Несколько раз потерпев неудачу (даже если она мнимая), ребенок может отказаться от задания, даже не начав его выпол­нять.

Как бороться с привычкой откладывать «на потом»?
    1. Помогите ребенку установить реальную сложность зада­ния и сравните ее с имеющимися у него возможностями. Хоро­шо, если он уже выполнял аналогичную работу.

    2. Покажите ребенку, что работа, которая казалась ему такой громадной, может быть разбита на последовательные шаги. По­буждайте ребенка к выполнению самого простого или самого ин­тересного шага, а затем всех остальных. Хорошо, если во время занятий вы сможете использовать юмор, чтобы расслабить ре­бенка и понизить значимость происходящего.

    3. Постепенно позволяйте ребенку брать на себя большую от­ветственность за выполнение задания или проекта. Поощряйте самостоятельность обычным стимулированием или такими пред­ложениями как: «Посмотрим, сколько вопросов ты придумаешь, пока я вернусь». А затем обязательно хвалите — даже просто за попытку сформулировать самостоятельно хоть один вопрос.

Некоторые дети специально затягивают дела, используя этот прием как средство вовлечения родителей в процесс реше­ния вопросов, в решении которых они испытывают трудности. Или — как вариант — для получения необходимого им количе­ства родительского внимания. У таких детей вырабатывается привычка привлекать к себе внимание родителей — даже в том случае, если это отрицательное внимание, — для того, чтобы при­дать себе больше уверенности. Если вы подозреваете, что дело обстоит именно так, постарайтесь не раздражаться, поскольку ваша эмоциональная нестабильность лишь ухудшит положение. Вместо выяснения, кто из вас прав, предложите ребенку четко определенный срок на выполнение задания, в крайнем случае — пообещайте какие-нибудь «награды» за успешное выполнение работы (и преодоление сопутствующей этой работе тревожной ситуации).

Если ребенок, несмотря на ваши усилия, не желает выпол­нять задание, не настаивайте. Дальнейшие безуспешные попыт­ки убедить ребенка заняться делом только обозлят вас, что в свою очередь отразится на тревожности ребенка. Пусть он сам переживает последствия своего неадекватного поведения. Воз­можно, в следующий раз попытка помочь ребенку будет более успешной.

Ложь

Многие родители чувствительных детей жалуются на то, что их дети довольно часто им лгут. Родителей это, естественно, сильно расстраивает. Чувствительные дети при общении созда­ют впечатление, что они ранимы, скромны, послушны и т.д. По­этому родители зачастую испытывают шок, когда сталкиваются с тем, что их добрые, послушные «управляемые» дети — лгут.

За исключением детей с серьезными поведенческими про­блемами, большинство детей лгут лишь для того, чтобы избе­жать наказания в тех случаях, когда они чувствуют, что в чем-то провинились. В этом смысле чувствительные дети ничем не отличаются от других детей. Но есть два момента, характерных именно для этих детей.

  • Во-первых, они почти всегда преувеличивают тяжесть своего проступка (так как вообще склонны рассматривать почти как преступление любое отклонение от установленных правил).

  • Во-вторых, они точно так же преувеличивают величину по­следующего наказания.

Злость и возмущение родителей подтверждают худшие опа­сения ребенка в отношении наказания и увеличивают вероят­ность того, что в дальнейшем он также будет лгать. Сохраняйте спокойствие и поступайте с ложью, как с любой другой формой неадекватного поведения. Главное, не принимайте ее как оскорб­ление и на свой счет. Слишком большое внимание к неправиль­ной форме поведения лишь ухудшает ситуацию. Найдите подхо­дящие слова для объяснения данного поступка, произнесите их нейтральным голосом, без особых эмоций.

Дата последнего обновления страницы 13.02.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения