Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Социально-психологическая служба

МБОУ "Верхнетоемская СОШ"

Будьте внимательны: буллинг

 

Для начала разберёмся: что такое буллинг?

Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — психологический террор, избиение, травля одного человека другим.

В этой статье речь пойдёт о буллинге среди детей.

Почему я поднимаю эту тему? Да потому что буллинг оставляет неизгладимый след в душе ребёнка, порой на всю жизнь. Но в большинстве случаев ни родители, ни тем более педагоги не знают о фактах оскорбления или насилия в отношении их детей. А подростки тем временем могут идти к суициду, как к единственному выходу из сложившейся ситуации.

Оскорбительное поведение в форме буллинга связано с нарушением баланса власти, авторитета или силы.  Существуют вербальный, физический, социальный буллинг, а также кибербуллинг. Образовательные учреждения  не справляются с проблемой буллинга, хотя  многое делают для того, чтобы профилактировать издевательства и своевременно справляться с ними: проводят мероприятия, направленные на сплочения классных коллективов, тематические недели, различные акции.  Беседуют с детьми индивидуально, разъясняя моральные, нравственные аспекты этой проблемы, напоминают о букве закона.

Но одним из феноменов школьных издевательств является тот факт, что мучителя нельзя остановить словами (а педагоги могут воздействовать только словом). Никто из «буллеров» не хочет слышать о том, что ведёт себя плохо. И, даже слыша замечания в свой адрес, на них никак не реагируют. А дисциплинарные взыскания в виде замечаний и выговоров не имеют эффекта.

Другой феномен в том, что сторонние наблюдатели, за редким исключением»  не будут рисковать своей безопасностью ради спасения «жертвы».

Поэтому только семья,  родители по-прежнему лучше других могут научить детей предотвращать и останавливать проявления такого поведения.

Некоторые взрослые предпочитают не говорить об  этой проблеме. Мол, что в этом особенного?  Ну, повздорили, ну, обзывают… Но не замечать проблему – не значит её избежать. Не говорить о проблеме, не замечать ее – значит  - УСУГУБЛЯТЬ.

И если в школе педагоги всё-таки  вмешиваются, пресекают факты оскорблений, замеченные ими (а это небольшой процент), то на улице дети предоставлены сами себе. Их никто не контролирует.

А дети тем временем страдают. Страдают молча. Дети, особенно подростки, не рассказывают о травле по многим причинам:

1.     Боятся, что, если расскажут о проблеме, то станет только хуже. Обидчики ещё сильнее обозлятся, о сам ребенок будет посмешищем в глазах ещё большего числа людей.

2.     Боятся разочаровать родителей. Ведь они не в состоянии решить проблему сами. Или не хотят расстраивать родителей.

3.     Боятся, что родители своим вмешательством опозорят их. Ведь не подросток решает проблему, а родитель – за него. Это удар по самолюбию каждого подростка, который желает выглядеть крутым и независимым.

4.     Боятся, что родители начнут контролировать и такую сферу его жизни, как общение с друзьями. Это – неприкосновенно.

5.     Не хотят «стучать», потому что считают, что это неправильно, его не поймут.

6.     Считают, что издевательства и насмешки – это норма. Так и должно быть.

7.     Иногда бывает, что дети считают себя виноватыми в сложившейся ситуации, поэтому ничего не меняют, терпят.

8.     В случае киберпреследования они боятся, что родители запретят пользоваться компьютером и телефоном, ведь там – вся их жизнь! Лучше быть жертвой и знать, что о тебе говорят в соцсетях, чем быть жертвой и оставаться в неведении. И ещё: быть изгоем – ещё хуже, чем быть жертвой.

9.     Невыносима для них и родительская слежка в Интернете. Лучше терпеть оскорбления в Интернете, чем родителей, поминутно заглядывающих мне через плечо.

10.    И ещё одна причина: ребёнок жертва просто не в состоянии мыслить адекватно.

В то же время ребёнок ежедневно, ежечасно может переживать кошмар.

Как же  узнать, подвергается ли ребёнок травле?

1) У него внезапно может пропасть желание ходить в школу. Он будет искать любые поводы остаться дома;

2) У него часто возникают головные боли, боли в животе, тошнота. Это вызвано психологическим стрессом;

3) У него появляется бессонница;

4) Он начинает негативно отзываться об одноклассниках, сверстниках;

5) У него пропадает желание проводить время в компании друзей, он не хочет о них разговаривать;

6) Он отказывается говорить о школе. Не делится ничем интересным из школьной жизни.

7) Он приходит домой в рваной, испорченной одежде, с травмами, которым не находит убедительных объяснений;

8) У него пропадает аппетит;

9) У него резко падает успеваемость. Он занят выживанием- до оценок ли ему?

10) Он постоянно раздражён,  напряжён, озлоблен.

В случае с киберпреследованием:

1)    Внезапно перестает «зависать», как раньше, подолгу за компьютером;

2)    Или, наоборот, проводит за ним ГОРАЗДО БОЛЬШЕ времени, чем раньше;

3)    Отходя от компьютера, замыкается в себе, раздражается;

4)    Отказывается говорить о том, что он делает за компьютером;

5)    Перестает на ваших глазах отвечать на звонки и писать смс-ки;

6)    Получая смс-ки или электронные сообщения, начинает беспокоиться;

Почему дети становятся мучителями?

Ни одному из родителей не может прийти в голову, что их чудесный малыш, когда вырастет, будет причинять боль другим людям.

Однако почему-то это происходит. Почему?

Есть две основных причины и два типа мучителей, происходящих от причины.

Причина первая.

Мучители-жертвы сами подвергаются насилию дома, в школе, на улице. Либо и там , и там, и там. У них низкая самооценка, низкий статус в кругу общения, у них мало друзей. Именно такие мучители-жертвы выплескивают свою агрессию- месть  в виде массовых расстрелов.

Причина вторая – более типичная.

Мучителем становится тот, кто самоуверен, имеет высокий статус в компании сверстников.  Они причиняют боль не из злобы, а чтобы наслаждаться своей властью, могуществом, чтобы продемонстрировать своё презрение к «жертве».

Общее же у мучителей одно: недостаток любви со стороны окружающих (главное – семьи) и истинного ПОЗИТИВНОГО  признания. Компания может признавать образ «крутого», но никогда  его не будут считать надёжным, добрым, сострадательным, дружелюбным. Подсознательно, все хотят именно позитивного признания. Если им это не удается, ни получают признание другим путем.

Отдельная история – мучители-девочки. Для них главное – взаимоотношения. Именно в этой сфере они причиняют друг другу больше боли. Причём девочки-подростки гораздо более жестокие и изощрённые, чем мальчики.

Они отдают предпочтение киберпреследованиям, потому что менее склонны к открытой конфронтации, лучше приспособлены к ведению психологической, эмоциональной «войны», гораздо лучше умеют выражать свои мысли словами.

Как понять, что ваш ребенок может быть мучителем?

1.     У него почти нет друзей.

2.    Он почти не заботится о чувствах окружающих(особенно детей).

3.    Он регулярно наблюдает акты  физического вербального насилия дома.

4.   Вдруг начинает приносить домой вещи, которые ему не принадлежат или деньги, которые вы ему не давали.

5.    Он проявляет жестокость по отношению к животным.

 Все мучители находят оправдание своему поведению:

- я делаю, как все,

- я делаю это, потому что они это заслужили,

- я делаю это, чтобы самому не стать жертвой и т.д.

 Что касается сторонних наблюдателей, можно сказать одно: сторонних наблюдателей не бывает. Если ты видел факт буллинга, но не остановил его,  ты являешься соучастником. Чем с успехом могут воспользоваться мучители.

Как защитить ребёнка от буллинга во всех его проявлениях?

 1.     Защита от словесного буллинга (словесные оскорбления, запугивания с помощью жестоких слов).

В данном случае ребёнок может рассказать об оскорблениях. Чем меньше ребёнок, тем больше он доверяет родителю. Тем выше шанс, что он поделится переживаниями. Лучшая защита: развитие самоуважения ребёнка, его независимости, чувства юмора. Учите его уважать других, учите ценить свои сильные стороны, быть готовым себя защитить в случае необходимости. Обсуждайте с ребёнком и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования на действия хулигана. Придумывайте нужные фразы, которые ребёнок может сказать обидчику твёрдым тоном.

2.     При подозрении на физический буллинг (многократно повторяющиеся пинки, подножки, удары, толчки, блокировка и другое нежелательное физическое воздействие) спросите у ребёнка, как у него дела в школе (не допрашивайте, используйте метод активного слушания).

Старайтесь сдерживать эмоции. Фиксируйте, документируйте все факты физического насилия,  реакцию вовлечённых лиц, предпринятые действия. Не решайте проблему самостоятельно,обратившись к родителям хулиганов.

Обратитесь за помощью к школе (классный руководитель, специалисты социально-психологической службы школы, школьной службы примирения). Если нужна дополнительная помощь – обращайтесь в правоохранительные органы

3.      При социальном буллинге (исключение из игры, из группы по интересам  и другой социально значимой деятельности). Девочки чаще испытывают социальную изоляцию. Душевная боль от такого вида буллинга сравнима с физической и длится гораздо дольше. Признаком социального буллинга может являться стремление к одиночеству, нежелание участвовать в делах группы.

Беседуйте с ребёнком  по вечерам о том, как прошёл их день. Учите искать положительные моменты во всём. Обращайте внимание на хорошие качества ребенка, развивайте способности и  интересы ребенка, чтобы дети могли реализовать себя в социально значимой деятельности, почувствовать себя нужными и успешными. Главное – любите ребенка, показываёте ему свою любовь.

4.     Кибербуллинг (распространение в Интернете клеветы на ребенка, его оскорбление  и запугивание).

В Интернете сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию.

Необходимо установить домашние правила пользования Интернетом. Договоритесь о возрастных ограничениях.  Желательно быть в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их.

Скажите, что ребенок не должен провоцировать обидчика, реагировать, отвечать на его оскорбления,  а должен сообщить вам, чтобы вы могли зафиксировать, распечатать все факты оскорбления или запугивания вашего ребенка. Сообщите Интернет-провайдеру о фактах кибербуллинга. В случае обострения ситуации обратитесь в местные правоохранительные органы.

Проинформируйте ребенка о том, что вы должны знать, чем он занимается в Интернете.

К счастью, сейчас данной проблеме начали уделять бОльшее внимание. Учреждения системы профилактики проводят профилактические беседы, организуют рейды, способствуют внеурочной и трудовой занятости детей. В случаях выявления фактов физического насилия виновные привлекаются к ответственности.

 Однако в   любом случае нельзя сидеть, сложа руки, нельзя оставаться безучастными наблюдателями. Нельзя останавливаться на полпути.

  Травля из небольшого инцидента может перерасти в серьёзную проблему, когда пострадать могут многие: и жертвы, и обидчики.

Помните, какие бы серьёзные неприятности не возникали у вашего ребёнка, не надо ждать, что он вам о них расскажет. Сами проявляйте тактичное внимание ко всем аспектам его жизни

Многие дети не понимают, что делают что-то не так. Они не осознают до конца всех ужасных последствий своих действий. Осознание приходит позже. Но назад ничего уже не вернуть.

Именно поэтому с ними нужно разговаривать, им нужно подавать  правильный пример.

Желаю вам, уважаемые родители, чтобы ваши дети не становились жертвами буллинга. Желаю вам терпения и благополучного решения ваших проблем.

 

Социальный педагог М.А.Бодякина

 

 Ссылки на  информацию, используемую при составлении статьи:

http://www.mir.pravo.by/library/edu/psychological assistance/bullying/

https://www.google.com/search?q=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B+%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0&rlz=1C1GKLB_enRU791RU791&oq=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B+%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0&aqs=chrome.0.69i59.4708j1j8&sourceid=chrome&ie=UTF-8

https://xn--80adheldq8g.xn--p1ai/pamyatka_boulling

Также  я использовала информацию из книги Эндрю Мэтьюза «Останови их! Как справиться с обидчиками и преследователями».

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"